РУС БЕЛ ENG

Действия учителя при выявленном у ребенка кризисном состоянии

Действия учителя при выявленном у ребенка кризисном состоянии

 

Если жизни ребенка ничего не угрожает, основные задачи учителя при взаимодействии с ребенком, находящимся в кризисном состоянии, – прояснить ситуацию, убедиться, что ребенок находится в безопасном окружении, и при необходимости мотивировать на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу или иным специалистам). Будьте внимательным слушателем. Не давайте советов. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав ребенка и дав ему возможность выразить свои эмоции. Даже если вы просто молча посидите с ним, это будет доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

При беседе с ребенком необходимо придерживаться следующих правил:

  • Быть спокойным, не паниковать. Важно, чтобы ваше личное эмоциональное состояние не выходило из-под контроля. 
  • Выбрать место беседы без посторонних лиц. Никто не должен слышать и прерывать разговор.
  • Пространство во время беседы между вами должно быть свободным. Исключите расположение через стол. 
  • Приглашать на беседу следует лично, без участия третьих лиц. 
  • Необходимо запастись временем. Следует показать ребенку, что важнее этой беседы для вас ничего нет. Во время разговора не стоит отвлекаться на другие дела, вести записи и посматривать на часы.
  • Помнить о том, что нотации, критика, повышенный и эмоциональный тон речи не эффективны, а даже вредны (ребенок может закрыться и ничего не рассказать). Необходимо строить беседу на доброжелательном и безоценочном отношении к нему.
  • Дайте возможность ребенку высказаться, не перебивайте, говорите только тогда, когда он перестанет говорить. 
  • Ориентируйтесь на события, нормы и ценности ребенка, исключая акцент на социально принятые нормы и правила. 

 

Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии.

Если ребенок говорит: «Ненавижу учебу, школу, учителей, родителей и т. п.»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя: 

«С кем ты можешь поговорить, когда тяжело на душе?»;

- «Кто в твоей жизни сейчас наиболее важен и дорог?»;

- «Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?»

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Когда я был (а) в твоем возрасте…»;

- «Не ленись, займись делом!»

Если ребенок говорит: «Я расстроен, все кажется таким безнадежным…»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя: 

- «Люди могут испытывать разные эмоции, могут быть подавлены, грустить. Наши чувства и эмоции подают нам сигнал о том, что что-то происходит. Когда человек чувствует безнадежность, можно подумать, какие проблемы у него есть и какую из них надо решить в первую очередь»;

- «Иногда мы чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»;

- «Ты ведь живешь гораздо в лучших условиях, чем другие дети. Тебе бы следовало благодарить судьбу»;

- «Хватит ныть».

Если ребенок говорит: «Я совершил ужасный поступок…»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя: 

- «Давай сядем и поговорим об этом»;

- «Я готов(а) тебя поддержать, если ты захочешь»;

- «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации».

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Надо было сначала думать, потом делать!»;

- «Что посеешь, то и пожнешь!».

Если ребенок говорит: «Всем было бы лучше без меня!»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя: 

- «Кому именно?»;

- «На кого ты обижен?»;

- «Ты очень много значишь для нас, меня очень беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?».

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

Если ребенок говорит: «Вы не понимаете меня!»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

- «Что я сейчас должен/должна понять? Я действительно хочу это знать. Для меня это важно»;

- «Что бы помогло тебе прямо сейчас почувствовать себя лучше?».

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Я очень хорошо тебя понимаю»;

- «Кто же может понять современных детей? Мы были другие».

Если ребенок говорит: «А если у меня не получится?»

Рекомендуемые варианты ответа для учителя:

- «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»;

- «Случались ли уже в твоей жизни похожие ситуации? Как тебе тогда удавалось с ними справиться?».

Нерекомендуемые варианты ответа:

- «Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!».

 

свернуть

Рекомендации педагогам по развитию учебной мотивации

1. Поддерживать и формировать интерес к информации

«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес. Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается.

2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия

Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения. А значит, взрослым необходимо развивать самостоятельность мышление детей.

3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения

В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.

4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации

Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентировать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к учебе.

5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании

Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор о них самих. Между тем современные курсы литературы, истории, биологии и многих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе.

6. Актуализировать творческую позицию детей

С этой целью необходимо использовать ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный способ повышения интереса к учебе один из самых оптимальных.

7. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других

Взрослым необходимо стимулировать ту самую «осознанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому, что мне это надо». Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне.

8. Создавать ситуацию успеха и социального признания

Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно использовать. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями.

9. Использование мотивов избегания наказания, получения материальных выгод и преимуществ

Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения «габаритов» как наказания, так и поощрения. Если они — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.

Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную «кнопочку» — это хороший шанс поддержания учебной мотивации.

свернуть

Рекомендации по формированию классного коллектива

  • Разработать план внеклассных мероприятий: тематических классных часов, семейных клубов, праздничных огоньков, дней именинников.
  • Привлекать к организации внеклассных мероприятий совместно и «звезд», и «пренебрегаемых».
  • Привлекать к участию всех учащихся класса (каждый должен отвечать засвой участок работы).
  • Акцентировать внимание класса на успехах каждого, учить радоваться успехам другого человека, формируя эмпатию.
  • Воспитание нравственных ценностей проводить на реальных ситуациях, используя все негативные моменты в межличностных отношениях (ученик-ученик, ученик-учитель).
  • У каждого учащегося в классе должны быть постоянные поручения, благодаря чему ребенок будет учиться ответственности, сможет самореализоваться, испытать чувство «успеха», а главное, будет чувствовать себя авторитетным помощником классного руководителя.
  • Внедрять в классную работу элементы самоуправления (создать Совет класса, звенья, редколлегию, культмассовый сектор) и раздать полномочия каждому ученику.
  • Учить ответственности: распределяя обязанности в классе, классный руководитель должен познакомить учащихся с требованиями, которые будет предъявлять к каждому, а также о системе контроля за исполнением поручений и системе поощрения (отметить в стенгазете, грамота, благодарность родителям).
  • Вести контроль и предъявлять требования к выполнению поручений.
  • Требования к выполнению заданий и к каждому ученику должны быть едиными для всех учащихся.
  • Помнить: в этом возрасте ребенок смотрит на себя и своего одноклассника глазами учителя.
  • Взять под особый контроль посещаемость.
  • Вовлекать в классные мероприятия каждого ученика.
свернуть

Рекомендации классному руководителю по результатам социометрии

  • Вовлечь изолированного ученика в интересную деятельность.
  • Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.)
  • Постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.
  • У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми.
  • Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.
  • Избегайте неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу.
  • Часто самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.
  • Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.
свернуть

Рекомендации по формированию адекватной самооценки

  • Создавать ситуацию «успеха»: хвалить при всем классе за исполненное дело, говорить что либо негативное только с глазу на глаз, говорить позитивно о внешности мл. подростка, сравнивать только с собственными (ребенка) результатами.
  • Привлекать к организации и участию в классных мероприятиях.
  • Оказывать поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность.
  • Помогать влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах и невилируя отрицательные.
  • Если необходимо дать негативную оценку какой-то деятельности, то обсуждать проблему ребенка с ним наедине, не вынося на всеобщее обсуждение.
  • Не сравнивать результаты одного с результатами других, а только с его собственными.
  • Поддерживать учащихся склонных к соматическим нарушениям (уходу в болезнь).
  • Осуществлять контроль за учащимися с возможными агрессивными проявлениями девиантного поведения. Создавать условия для проявления их потребности к лидерству.
  • Создавать условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
  • Пригласить родителей к психологу на консультацию.
  • Попробовать провести классное мероприятие совместно с родителями. Организацию мероприятий передать учащимся, контроль за организацией наметить совместно с классом.
 
свернуть

Психологические правила, которым необходимо следовать, при организации учебной деятельности

  • Никто — ни взрослый, ни ребенок не любит, чтобы ему приказывали.
  • Никто не любит построения по команде, потому что это означает пассивное подчинение чужим приказам.
  • Человек не любит выполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
  • Любой человек предпочитает сам выбрать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
  • Никто не любит работать вхолостую, функционировать подобно роботу, то есть совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
  • Необходимо добиваться того, чтобы деятельность стала мотивированной.
  • Любой человек стремится к успеху. Нужно всегда способствовать успехам детей. От этого непосредственно зависит успех любого творческого дела.
  • Память, которой школа придаёт такое большое значение, обладает большой ценностью только в том случае, если она подключена к процессу «экспериментального нащупывания».
  • Мыслительная способность формируется и проявляется в деятельности.
  • Ребенок не любит слушать объяснения с кафедры. Попробуйте организовать учебную деятельность так, чтобы ребенку пришлось действовать самому, чтобы он экспериментировал, исследовал, выбирал и классифицировал.
  • Ребенок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.
  • Ребенок любит индивидуальную работу или работу в коллективе, где царит дух сотрудничества.
  • Наказание — всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает цели. Это самое крайнее средство.
  • Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, то есть ученикам наряду с учителями предоставлено право на управление жизнью и деятельностью школы.
  • В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы, организации творческой деятельности в ней.
 
свернуть